|
|
Монплезир
Основным архитектурным сооружением восточной части Нижнего парка является дворец Монплезир
(от фр. mon plaisir – мое удовольствие), любимое детище Петра I. Царь выбрал место на берегу Финского залива, распланировал примыкающий к зданию Монплезирский сад и дал точные указания, каким образом устроить фонтанную систему. Строительство началось в мае 1714 г., а к августу 1723 г., когда в Петергофе проводился первый большой праздник, дворец с двумя галереями и кабинетами, спальней, кухней и буфетной был полностью завершен.
Зал в центре дворца, предназначенный для приема гостей, окнами обращен к морю. Самое примечательное в нем – это куполообразное четырехгранное перекрытие, расписанное Ф. Пильманом, с аллегорическим изображением четырех стихий, ветров и темпераментов и царящего в центре над всем этим великолепием – Аполлона, бога солнца, искусства и поэзии.
Помимо дворца, в Монплезирский ансамбль входят восемь зданий, два сада, морская терраса и фонтаны. Скрещение пересекающихся под прямым углом аллей отмечено мощным водометом фонтана «Сноп», на равных расстояниях от которого помещены четыре фонтана «Колокол». В Монплезирском саду сохранились петровские фонтаны-шутихи, настигавшие незадачливых гостей, разгоряченных ассамблейным весельем и выходивших освежиться.
Комплекс Монплезира сформировался в основном к середине XVIII в. К западному флигелю дворца примыкает Екатерининский корпус, получивший свое название в память о том, что отсюда 28 июня 1762 г. будущая императрица сделала первые шаги навстречу своему великому поприщу. Фасад Екатерининского корпуса отмечен монументальностью и барочным обликом, которому контрастно противопоставлен классический декор интерьеров анфиладных залов (1785–1800, арх. Д. Кваренги). Украшением парадного Желтого зала
является один из замечательнейших русских фарфоровых сервизов – Гурьевский (1809), насчитывающий 5000 предметов, в росписи которых запечатлена художественная история народов России.
Изначально в усадьбу Монплезира среди прочих хозяйственных служб входили купальни и бани. В 1748 г. по проекту Б.-Ф. Растрелли на месте небольшой деревянной петровской мыльни был сооружен Банный корпус, заново отстроенный в 1855–56 гг. арх. Э. Ганом и обращенный фасадом в Китайский садик. Архитектор старался сохранить барочный стиль XVIII в., расположив в центральной части Банного корпуса Холодную ванную с люстрой-душем. В 1997 г. в восстановленном Банном корпусе открыт музей.
|
|
|