|
|
Большой дворец
Существующий облик Большого дворца, самого значительного архитектурного сооружения петергофского ансамбля, вытянутого почти на 300 м вдоль террасы Большого каскада, стал итогом многолетней строительной истории парадной резиденции императорской России. Общий замысел местоположения и первоначального облика Верхних (Нагорных) палат принадлежал Петру I. В его воплощении в отдельные периоды приняли участие ведущие архитекторы первой половины XVIII в. И.Ф. Браунштейн, Ж.-Б. Леблон и Н. Микетти. В петровской части дворца сохранился Дубовый кабинет Петра I с резными композициями Н. Пино на стенах, а также Дубовая лестница.
В 1747 г. арх. Ф.-Б. Растрелли по указу императрицы Елизаветы Петровны приступил к коренной перестройке дворца, оставив без изменений лишь центральную часть петровских Верхних палат, укрупнив галереи и превратив боковые флигеля в корпуса. Расположение залов и комнат по анфиладе отвечало теме парадных шествий, придворных церемоний и дипломатических приемов. Золоченая Парадная лестница вела в Танцевальный зал, украшенный золоченой резьбой и живописными плафонами в стиле барокко.
В 1763–67 гг. классицист арх. Ж.-Б. Валлен-Деламот декорировал Портретный зал картинами в «шпалерной развеске» и отделал два Китайских кабинета – западный и восточный, примыкавших к петровскому залу в центре дворца. В 1770–73 гг. ученик Растрелли, арх. Ю. Фельтен дополнил отделку анфилады гостиных, используя приемы рококо, а в 1773–80 гг. создал оформление Белой столовой, Чесменского и Тронного залов в стиле классицизма, сохранив объемы помещений, количество и форму окон, рисунок паркета. Последнее значительное изменение в архитектуру дворца внес в 1845–50 гг. арх. А. Штакеншнейдер, надстроив уравновешивающий третий этаж над восточным флигелем дворца и проведя ремонтные работы в интерьерах.
В 1918 г. Большой дворец стал одним из первых крупных историко-художественных музеев России. В годы Великой Отечественной войны Петергоф оказался в зоне боевых действий. Воссоздание и музеефикация Большого дворца, как и других дворцов Петергофа, – это результат многолетнего творческого труда архитекторов, реставраторов и музейщиков, работой которых последние сорок лет неустанно руководит директор ГМЗ «Петергоф» В. Знаменов.
Десятилетия строительства и перестроек не исказили художественной сущности Большого дворца, который воспринимается как целостный памятник русской художественной культуры XVIII в.
|
|
|